Страничка педагога-психолога
Педагог-психолог школы Даниярова Аликерим Кызы
Ребенок с синдромом дефицита внамания в школе и дома.
Проявления СДВГ многообразны, отмечается до 100 особенностей поведения при этом синдроме. Но есть и основные черты:
невнимательность,
импульсивность,
гиперактивность.
Обратите внимание: традиционно в нашем сознании дефицит внимания ассоциируется с гиперактивностью. Это не совсем верно: среди детей с СДВ можно встретить детей и без гиперактивности.
СДВ без гиперактивности
Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности не просто не проявляют активности, они даже более медлительны, чем остальные. Это дети, которые «спят на ходу», «витают в облаках», «не от мира сего», легко запутываются и отвлекаются. У них появляются трудности с учебой, они медленно обрабатывают информацию, им трудно что-либо вспомнить. Складывается впечатление, что в основном у таких детей нарушена скорость обработки информации и избирательное внимание. Они часто не способны удерживать внимание на деталях, плохо слушают обращенную к ним речь, могут «выпадать» из разговора, терять нить рассказа.
Это дети-мечтатели, они часто забывают и теряют вещи в школе и дома. У них могут наблюдаться расстройства настроения. Часто бывают тревожными, озабоченными. Они не срывают уроки. Как правило, бывают очень стеснительными. СДВ не вызывает у них проблем с поведением, их проблема — плохая концентрация внимания. Чего не скажешь про другой тип детей.
СДВ с гиперактивностью
Эти ученики сразу обращают на себя внимание. Они способны сорвать любое занятие. Гиперактивность, как следует из названия, — чрезмерно активное поведение. Но в отличие от активности других детей с повышенной энергичностью, дети с СДВГ могут двигаться просто так, без всякой цели. Это может быть бесцельное передвижение по классу, ерзанье на стуле или постукивание по парте карандашом.
Избыточная подвижность и непоседливость особенно проявляется в ситуациях, требующих относительного покоя
Такие дети не способны сидеть неподвижно в течение всего урока. Если чего-то хочется, они стремятся получить это быстрее других: им сложно дождаться своей очереди или соблюдать правила. Действуют согласно первому желанию, часто берут чужие вещи. Этот список можно продолжать и продолжать.
Однако статистика говорит нам, что таких детей — от 3 до 20%. И учить их, конечно, тоже нужно. Беда в том, что стандартные приёмы и методы на таких учеников не действуют. К ним нужен особый подход как во время занятий в учебном центре или школе, так и дома.
Особенности работы, практические приёмы и способы
Продолжительность и время занятий
Гиперактивному ребенку прощу работать в начале дня, а не вечером. В самом начале урока, а не в конце. Ребенок с СДВГ не способен удерживать внимание в течение школьного урока (45 минут), уже на 7-8 минуте после начала урока он проявляет двигательное беспокойство и теряет внимание.
Для гиперактивных детей характерна цикличность: они продуктивно работают 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не слушает учителя. Детям будет значительно легче, если всё занятие делить на короткие периоды. А после выполнения 2-3 заданий проводить физкультминутки или гимнастику для пальцев.
Рассадка в классе
Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя. Часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Поэтому гиперактивному ребёнку лучше сидеть ближе к учителю и подальше от возможных источников отвлечения (окно, шкаф и т. д.)
Наиболее частая ошибка — посадить ребенка за последнюю парту. Без внешней помощи учителя ребенок не сможет работать и вести себя на уроке нужным образом. Посадив его поближе, мы предоставляем ученику возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случае затруднения.
Подробнее на «Меле»:https://mel.fm/blog/natalya-vecherina/90613-kak-uchit-detey-s-sdvg-prostyye-i-vazhnyye-algoritmy-i-nikakoy-posledney-party
Помощь родителей своим детям
при подготовке к государственной итоговой аттестации
Психологическая поддержка — один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче ОГЭ.
Как поддержать выпускника?
Рассмотрим вопрос о поисковой активности на конкретном примере экзаменационного стресса. У тех учеников, для которых результаты экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги:
- повышается артериальное давление
- усиливается потоотделение
Вместе с тем поведение учеников бывает разным:
- одни ребята сосредоточенно дочитывают те разделы конспекта, в усвоении которых не вполне уверены, словом приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности к экзаменам;
- другие, напротив суетливо листают конспект, т. к. не в состоянии сосредоточиться на одном разделе; со страхом прислушиваются к рассказам тех, кто уже сдал экзамен, и убеждают себя, что не могут ответить ни на один из заданных вопросов — короче говоря, находятся в паническом состоянии и деятельность их полностью дезорганизована.
-
Эти две формы поведения отражают степень эмоциональной напряженности.
Чем вы можете помочь ребёнку в сложный период подготовки и прохождении государственной итоговой аттестации?
Вы можете:
1.Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:
— откажитесь от упреков, доверяйте ребёнку;
— если ребёнок хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы эта музыка была без слов.
2. Участвовать в подготовке к ОГЭ:
— обсудите, какой учебный материал нужно повторить;
— вместе составьте план подготовки;
— вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днём, если «сова» – вечером;
— проведите репетицию экзамена. Установите продолжительность пробного экзамена (в соответствии с КИМами), организуйте условия для работы, при которых ваш ребёнок не будет отвлекаться, помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли;
— помогите организовать режим (именно Вы можете помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ);
— во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.
Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
Трудности школьного адаптационного периода
Адаптация к школе — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
- нового распорядка дня;
- ограничения на подвижные игры в школе;
- необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
- новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:
- Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
- Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
- Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.
Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.
Уважаемые родители первоклассников, давайте обратимся к теме «Внутренняя позиция школьника и мотивация учения на этапе поступления в школу».
Что же мы имеем на этапе поступления ребенка в школу? В первую очередь, нужно вспомнить о психологической готовности к школьному обучению.
Закономерно возникает вопрос – что такое готовность к школьному обучению, как мы её сформулируем? Психологическая готовность к школьному обучению — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Готовность к школе – многокомпонентное образование, но сейчас нас интересует личностная готовность, хотя этому компоненту готовности не уделяют должного внимания ни родители будущих первоклассников, ни педагоги.
Формирование «внутренней позиции школьника» — это готовность к принятию новой роли (социальной позиции) — положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.
ВПШ является необходимым условием для принятия ребенком и выполнения учебных задач, построения качественно новых учебных отношений с взрослым (учителем) и сверстниками (одноклассниками), формирования нового отношения к себе, как активного и ответственного члена общества.
При поступлении в первый класс, у большинства детей, кроме принятия групповой урочной формы обучения, происходит становление образа школы, как места получения знаний. В семь лет отметка становится значима как поощрение учебной деятельности, но вместе с тем, приходит понимание, что в школу ходят не за отметками, что в учебе есть другие смыслы, которые постепенно открываются ребенку – занять новый социально значимый статус и приобщиться к миру знаний. Однако стоит еще раз отметить, что у большинства детей внутренняя позиция продолжает активно развиваться уже после поступления в школу, по мере включения в учебную деятельность.
Доказано, что готовность к школе проявляется не только в умении читать,иисать, считать. Готовность к школе проявляется:
— в способности СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ ВЗРОСЛОГО, выполнять его указания;
— в способности ОРГАНИЗОВЫВАТЬ и КОНТРОЛИРОВАТЬ свои действия;
— в умении ОБЩАТЬСЯ со сверстниками;
— в способности на достаточном уровне СОСРЕДОТАЧИВАТЬ внимание, воспринимать материал, запоминать сложную информацию.
В ФПШ важную роль играет и мотивация учения. Желание учиться будет повышаться только при укрепления собственно умения учиться. Учите ребенка выполнять действия по инструкции, формируйте привычку слушать и выполнять четкие указания взрослого. Просите у ребенка повторить данную ему инструкцию. В первые 2-3 месяца преобладает игровой мотив учения, у некоторых позиционный или социальный, и только потом возникает учебный. Конечно, надо поощрять ребенка, но похвала должна быть заслуженной, она стимулирует первоклассника, только когда задание ощущается как трудное. И еще один очень важный совет – соотносите свои ожидания
относительно успехов ребенка с его реальными возможностями.
Уважаемые родители, помните, что помогая первокласснику формировать ВНУТРЕННЮ ПОЗИЦИЮ ШКОЛЬНИКА, вы вносите огромный вклад в дальнейшее успешное обучение, развитие своего ребенка. Имея сформированную внутреннюю позицию, ребенок сам с интересом и желание будет учиться, расти как личность.
Успехов в новом учебном году!
Памятка для родителей "Как помочь ребенку в кризисной ситуации"
Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних